Меню


Рынок страхования космической деятельности сформировался и функционирует более 40 лет. Первый полис страхования предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами для космического аппарата (КА) Early Bird (Intelsat — 1) был подписан в 1965 году. Первоначально условия страхования для космических проектов разрабатывались авиационными страховщиками и перестраховывались на авиационном рынке страхования.

С середины 1970-х гг. начинается бурное развитие коммерческих космических проектов, которое привело к разработке специальных условий страхования и формированию специализированного рынка страхования космических рисков. В дальнейшем страхование космических рисков получило широкое распространение и стало неотъемлемым элементом реализации космических проектов.

В России страхование рисков космической деятельности возникло сравнительно недавно – в середине 90-х гг. ХХ века. Первый российский полис страхования космических рисков., покрывавший риск гибели КА «Горизонт-33» на этапах предстартовой подготовки и запуска, был выписан 12 ноября 1990 г., а первый полис страхования рисков ответственности участников космической деятельности перед третьими лицами, был выдан в 1996 г. В настоящее время страхование рисков космической деятельности осуществляется для военных и гражданских космических проектов в обязательной и добровольной формах.

Правовой основой космического страхования в России являются нормы международного и российского права: «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (1972 г.), Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О космической деятельности» (1996 г.) и др.

Согласно Закону РФ «О космической деятельности» под космической деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела».

К космической деятельности относятся:

  • научные космические исследования;
  • космическая связь с использованием спутниковых систем;
  • дистанционное зондирование земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
  • использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
  • пилотируемые космические полеты;
  • другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической деятельности.

Космическая деятельность включает в себя создание (в т.ч. разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество России в области исследования и использования космического пространства.

К объектам страхования относятся:

  • космонавты на период подготовки и осуществления космического полета;
  • ракеты-носители;
  • космические аппараты и их составные части;
  • ракетные двигатели;
  • наземная космическая инфраструктура (стартовые комплексы, испытательные стенды, технические и измерительные комплексы, вспомогательное оборудование);
  • расходы, связанные с повторным запуском ракет космического назначения в случае выведения космического аппарата на нерасчетную орбиту или невыполнения полетного задания.

Кроме того, осуществляется страхование различных видов ответственности:

  • ответственность перед третьими лицами во время производства и эксплуатации ракетно-космической техники;
  • ответственность перед третьими лицами при запуске (в том числе в штатных районах падения отделяющихся частей ракет-носителей) или при управляемом спуске космического аппарата;
  • ответственность операторов космических систем, в том числе за перерывы в предоставлении услуг;
  • ответственность производителей узлов, агрегатов и изделий ракетно-космической техники в целом, в том числе в течение периода гарантийных обязательств;
  • ответственность за невыполнение договорных обязательств.

Страхование ракетно-космической техники может осуществляться применительно ко всему циклу ее эксплуатации или к любому из этапов реализации космического проекта:

  • производство, сборка, испытания, хранение;
  • транспортировка на космодром и по территории космодрома;
  • предстартовая подготовка;
  • запуск и выведение ракеты космического назначения на орбиту;
  • летные испытания космического аппарата, включая ввод в эксплуатацию;
  • эксплуатация космического аппарата на орбите;
  • управляемый спуск космического аппарата с орбиты.

В настоящее время на рынке страхования космической деятельности существуют следующие основные виды страхования:

  • страхование ракет-носителей и космических аппаратов на различных этапах их жизненного цикла от всех рисков;
  • страхование финансовых рисков, связанных с потерей дохода страхователя, при этом страховым риском является потеря страхователем дохода и/или возникновение убытков в результате происшествия на любом из этапов реализации космического проекта;
  • страхование от несчастного случая космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры;
  • страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате космической деятельности;
  • страхование имущественных рисков технических и стартовых комплексов, технических средств, измерительных комплексов космодромов и командно-измерительного комплекса, возникающих при проведении запуска;
  • страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
  • страхование ответственности производителей космической техники и услуг.

Следует отметить, что как в международной, так и в отечественной практике не существует типовых условий страхования космических рисков. Можно говорить только о базовых условиях страхования (Policy Wording), которые страховщик адаптирует при разработке индивидуальной программы страховой защиты для каждого вновь страхуемого космического проекта. В настоящее время российские страховщики предоставляют комплексную страховую защиту для всего космического проекта и его участников в целом, а также для его реализации на любом из этапов разработки, производства, монтажа, испытаний, транспортировки, предстартовой подготовки и запуска ракеты космического назначения (РКН), ввода в лётную эксплуатацию, работы КА и его бортовых систем на орбите.

Базовые условия страхования покрывают следующие периоды: изготовления, монтажа, испытаний космических средств на предприятии-изготовителе, транспортировки космических средств, их хранения, предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при запуске РКН. В объем ответственности страховщика включается риск полной гибели (утраты) и повреждений застрахованной техники. В случае отмены запуска ответственность страховщика действует в течение срока, оговоренного в договоре страхования для проведения ремонтно-восстановительных работ, и осуществления повторного запуска.

Страхование запуска РКН покрывает риск полной гибели (утраты) объекта страхования в процессе запуска РКН, выведения КА в заданную точку космического пространства.

Рынок страхования космических рисков характеризуется следующими основными показателями, отражающими его состояние и динамику развития: ёмкость рынка, валовый объём премии, заявленные убытки, финансовый результат, уровень ставок страхования.

В настоящее время статистические данные демонстрируют интенсивный количественный и качественный рост совокупных экономических показателей, характеризующих рынки космического страхования как за рубежом, так и в России. Суммарная ёмкость рынка на сегодняшний день составляет свыше 1 млрд. долларов США. Отметим, что среднегодовой объем премии по космическим рискам можно оценить в среднем в 700 — 750 млн. долл. США. Доступная для российских проектов ёмкость рынка по оценкам экспертов составляет 150-200 млн. долл. США по одному запуску.

Интенсивное развитие страхования космических рисков в нашей стране обусловлено статусом России как одной из ведущих космических держав мира. Крупнейшие страхователи космических рисков в РФ – это предприятия-производители ракетно-космической техники (РКТ) России, заказчики космических комплексов, пусковые и другие организации, такие как: РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева, НПО ПМ им. Решетнева, ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», НПО Машиностроения, КБ Химавтоматики, ФГУП НПП ВНИИЭМ, НПО «Полет», Федеральное космическое агентство – Роскосмос, Космические войска, ГП «Космическая связь», ОАО «Газпром космические системы», ФГУП «ЦЭНКИ», ОАО «НПО Энергомаш», ФГУП «НПО Машиностроения», «Интерспутник», российско-французская компания «Старсем» и др.

Космический проект по своей природе характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Для снижения степени влияния рисков и неблагоприятных последствий неудачного запуска ещё на этапе бизнес-планирования проекта разрабатывается план управления рисками, в котором особое внимание уделяется организации комплексной страховой защиты. Страхование космических рисков является для всех участников проекта надёжной финансовой гарантией возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах запуска РКН, ввода в эксплуатацию и эксплуатации КА на орбите.

Согласно имеющимся данным, российские страховые компании в 1990-2010 годах обеспечили страховой защитой более 200 федеральных и международных космических проектов. По экспертным оценкам за последние 15 лет российские страховщики осуществили страховые выплаты по космическим проектам на общую сумму свыше 150 млн. долларов.

Первый крупный убыток для российских страховщиков произошел в 2000 г.: ОСАО «Ингоccтpax» выплатил 24,4 млн. доллapoв ГП «Космичecкaя связь» в связи с полной гибелью КА «Купон».

Среди других крупных страховых выплат российского страхового рынка можно отметить следующие: ОАО «Согаз» выплатило 50,5 млн. долларов по договору страхования космических аппаратов спутниковой связи и вещания «Ямал» в связи с полной конструктивной гибелью спутника «Ямал-101» в 2000 году; в 2002 г. «Русский Страховой Центр» осуществил выплату НПО «Энергомаш» в сумме 37,4 млн. руб. по случаю полной гибели ракетного двигателя и более 20 млн. рублей по нанесению ущерба третьим лицам в результате аварийного запуска РН «Протон-М» в 2007 г.

Космические риски относятся к особой группе рисков в силу своей относительной сложности с точки зрения андеррайтинга, документооборота, технической комплексности и высокой страховой стоимости объектов страхования, необходимости построения перестраховочной защиты с использованием профессиональных и устойчивых в финансовом отношении страховых компаний.

Постоянное увеличение количества участников, создание принципиально новых образцов ракетно-космической техники требуют качественного изменения и дальнейшего развития условий страхования, что даёт основания для прогнозирования динамичного развития рынка космического страхования на ближайшую перспективу.