Об Ассоциации
Устав
Президент
Координационный совет
Положение о секретариате
Соглашения РААКС
Члены РААКС
Годовой отчет
Новости
Зарегистрированным пользователям
Контакты
 
Новости страхового рынка
 
История и нормативные акты
Правила авиационного страхования (Россия)
Методические материалы по урегулированию убытков
Полисы и оговорки, действующие на международном страховом рынке
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
Международное воздушное право
Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО
Российское воздушное законодательство
Безопасность полетов в России и за рубежом
Новости авиации
Государственные и общественные организации
Справочники по воздушным судам
 
Историческая справка
Федеральное космическое агенство
Предприятия космической отрасли
Новости космонавтики и космического страхования
Методические материалы РААКС по страхованию
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
9-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России"
22 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков"
8-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России"
21 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
7-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VII International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
20 Юбилейная ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
6-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VI International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
19 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АВИАЦИОННОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ"
18 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
4-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
17 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
3-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
16-я ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
Фотогалерея
 
IX International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
 
E-mail:
Пароль:
 

Рынок страхования космических рисков [История, динамика развития, виды страхования, краткосрочные перспективы]

В России до начала 1990-х гг. страхование как метод управления космическими рисками не использовалось - предпосылки для его развития появились лишь после начала рыночных реформ. Между тем международный рынок страхования космических рисков возник еще в середине 1960-х гг. Анализ его состояния может помочь российским страховщикам лучше понять тенденции и перспективы развития этого сектора страхового рынка, выявить основные проблемы и попробовать найти их решение.


1. Введение

Этапы развития международного рынка страхования космических рисков представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Этапы развития рынка страхования космических рисков

1965 г. Выдан первый полис страхования предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами для КА* Earlybird (Intelsat 1).
Середина 1970-х гг. Разработаны условия страхования для полного перечня космических рисков (без франшиз).
Начало 1980-х гг. Возник специализированный рынок страхования космических рисков.
Середина 1980-х гг. Период острой конкуренции на рынке страхования космических рисков (ставки упали до 7% для пуска МТКК Space Shuttle и до 8% для пуска других типов РН). Ряд крупных убытков (Challenger, Ariane, Delta) привел к значительному сокращению емкости рынка и увеличению ставок (25% для риска "Пуск").
Конец 1980-х гг. Постепенное снижение ставок страхования.
Начало 1990-х гг. Начало перехода рынка к стабильности.
Середина 1990-х гг. Достигнута относительная стабильность. Рост емкости рынка.
1997 г. Дальнейший рост емкости рынка - до 900 млн долл. Усиление конкуренции привело к снижению страховых ставок и увеличению периода страхования.
1998 г. Емкость достигла 1.2 млрд долл. Низкие ставки и убытки привели к снижению доходности страхования космических рисков.
1999 г. Значительные убытки в 1998 и 1999 гг. вынудили рынок поднять ставки.
2000 г. Рост убыточности продолжился. Имевшее место снижение ставок сказалось на доходности.
2001 г. Сбор премий уменьшился. Теракты 11 сентября в США привели к снижению емкости рынка и росту ставок. Ситуация на рынке ухудшилась за счет "серийных" убытков на КА, созданных на платформах Boeing.
2002-2004 гг. Рынок продолжает испытывать трудности. Гибель МТКК Columbus (США), РКН "Союз-У" с КА "Фотон" (Плесецк), взрыв РН VLS-1 (Бразилия) во время предстартовой подготовки.

 

Привлекательность страхования космических рисков иллюстрируется данными, представленными на международном форуме "Спутники - 2004" (Вашингтон, 2004 г.) и приведенными в таблицах 1.2-1.3. Из них видно, что для проектов создания зарубежных коммерческих КА связи за последние 5 лет затраты на страхование пуска РКН выросли в 2.5 раза - до 20% от общей стоимости проекта, а затраты на страхование КА в период летной эксплуатации увеличились примерно вдвое. При этом затраты на производство и пуск КА уменьшились, а период окупаемости проектов увеличился с 4.8 лет до 7.5 лет.

 

Таблица 1.2. Изменение распределения затрат при производстве и пуске КА связи, %

Затраты 1999 г. 2004 г.
Производство КА 54 52
Предстартовая подготовка и пуск РКН 38 28
Страхование 8 20

 

  

Таблица 1.3. Основные параметры инвестиционного проекта производства и пуска КА связи

Показатель 1999 г. 2004 г.
Стоимость производства КА (количество транспондеров С-диапазона - 28, Кu-диапазона - 24), млн долл. 143.0 130.0
Номинальный срок летной эксплуатации, лет 15 15
Стоимость услуг по пуску, млн долл. 100.0 70.0
Затраты на страхование пуска, % от общей стоимости проекта 8 20
Затраты на страхование пуска, млн долл. 21.13 50.0
Общая стоимость проекта производства и пуска КА, млн долл. 264.13 250.0
Годовой доход от сдачи в аренду одного транспондера С-диапазона, млн долл. 1.70 1.10
Годовой доход от сдачи в аренду одного транспондера Кu-диапазона, млн долл. 2.1 1.7
Суммарный годовой доход от сдачи в аренду транспондеров, млн долл. 98.0 71.6
Затраты на страхование эксплуатация КА, % от общей стоимости проекта 1.50 2.75
Рентабельность, % 20.0 20.0
Суммарный чистый дисконтированный доход, млн долл. 88.48 38.69
Период окупаемости, лет 4.8 7.5

 

Российский рынок страхования космических рисков возник в 1990 г. - 12 ноября этого года был выдан полис, покрывавший риск гибели КА "Горизонт-33" на этапах предстартовой подготовки и пуска. Первый отечественный полис, покрывающий ответственность участников космической деятельности перед третьими лицами, был выдан в 1996 г. С тех пор услуги страхования космических рисков предлагают несколько страховых компаний.

  

2. Основные виды страхового покрытия космических рисков

Разработан ряд типовых вариантов страхования космических рисков, которые применяются в зависимости от жизненного цикла космических средств:

  1. Страховая защита предоставляется на период изготовления, сборки и последующих испытаний узлов, агрегатов, систем и космических средств на предприятии-изготовителе. В объем ответственности страховщика включается риск гибели (утраты) и повреждений застрахованной техники.
  2. Страхуются риски в период транспортировки космических средств, их хранения, предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при пуске РКН. В объем ответственности страховщика включается риск гибели (утраты) и повреждений застрахованной техники. В случае отмены пуска ответственность со страховщика не снимается и действует еще в течение срока, оговоренного в договоре страхования, либо до повторного пуска.
  3. Страхование пуска РКН, которое покрывает:
    • риск гибели (утраты) объекта страхования в процессе пуска РКН, выведения КА в заданную точку космического пространства;
    • риск, который может привести к частичной или полной потере возможности применения КА по целевому назначению в процессе проверки готовности аппаратуры и оборудования КА;
    • риск ответственности перед третьими лицами при пуске РКН.
  4. Страховая защита предоставляется на период орбитальной эксплуатации КА (в том числе орбитальных группировок КА). Страхование покрывает риск нарушения работоспособности КА, приведшего к ограничению либо невозможности его применения по целевому назначению, и риск ответственности оператора КА (группировки КА) перед третьими лицами.
  5. Комбинация любых перечисленных видов страхового покрытия.

Космические средства страхуются согласно последовательности событий в их жизненном цикле, который включает в себя следующие этапы:

  • производство (окончательная сборка, испытания, хранение);
  • транспортировка на космодром пуска (хранение);
  • предстартовая подготовка;
  • пуск;
  • ввод в летную эксплуатацию;
  • снятие с эксплуатации;
  • утилизация.

При этом полис защищает от убытков, связанных как с имуществом страхователя, так и с его финансовыми рисками. В первом случае страхуются интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, и объектами страхования являются:

  • РКН, РБ, ГО, КА, их составные части, сопутствующее оборудование, необходимое для проведения работ на космодроме;
  • здания и сооружения технических и стартовых комплексов космодрома, наземное технологическое оборудование, оборудование заправочной станции.

Страховая сумма при этом не должна превышать страховой (действительной) стоимости объектов страхования.

Объектом страхования финансовых рисков выступают не противоречащие действующему законодательству прямые и косвенные имущественные издержки страхователя, связанные с потерей дохода. Страховым риском является потеря страхователем дохода и/или возникновение убытков в размере косвенных издержек в результате происшествия на этапах:

  • производства космических средств, включая проведение проверок и испытаний;
  • транспортировки космических средств на территорию космодрома;
  • предстартовой подготовки космических средств, включая проведение проверок и испытаний;
  • пуска и выведения космических средств на орбиту, включая период ввода в эксплуатацию;
  • эксплуатации космических средств по целевому назначению.

 

Особенности покрытия при страховании имущества и финансовых рисков, производстве и транспортировке космических средств, предстартовой подготовке, пуске, летных испытаниях и орбитальной эксплуатации показаны в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Страхование этапов космической деятельности
Этап 1. Производство космических средств
Начало этапа: Для имущества, приобретаемого страхователем у поставщиков, - при переходе к страхователю риска случайной утраты, повреждения. Для имущества, изготавливаемого страхователем, - когда комплектующие объекта страхования покидают место складирования.
Завершение этапа: Начало первой погрузочной операции на предприятии-изготовителе, выполняемой для доставки объекта страхования на территорию космодрома для последующей подготовки к пуску.
Объект страхования: Космические средства - РКН, РБ, ГО, КА, их составные части, а также сопутствующее оборудование, необходимое для проведения работ на космодроме.
Страховой риск: Повреждение, полная гибель.
Франшиза: Подлежит согласованию.
Этап 2. Транспортировка космических средств на космодром
Начало этапа: Начало первой погрузочной операции на предприятии-изготовителе, выполняемой для доставки объекта страхования на территорию космодрома для последующей подготовки к пуску.
Завершение этапа: Для космической техники - начало первой операции предстартовой подготовки на космодроме; для сопутствующего оборудования - начало первой погрузочной операции для возврата оборудования на предприятие-изготовитель.
Объект страхования: Космические средства - РКН, РБ, ГО, КА, их составные части, а также сопутствующее оборудование, необходимое для проведения работ на космодроме.
Страховой риск: Полная гибель, повреждение объекта страхования, его составных частей.
Расширенное покрытие: Вынужденные перевозки объекта страхования с территории космодрома на предприятие-изготовитель и обратно, включающие в себя собственно перевозку и все сопутствующие погрузочно-разгрузочные операции.
Франшиза: Подлежит согласованию.
Этап 3. Предстартовая подготовка космических средств 
Начало этапа: Передача космических средств на ответственное хранение на космодроме либо начало первой операции предстартовой подготовки на космодроме.
Завершение этапа: Начало первой необратимой операции пуска РКН.
Объект страхования: Космические средства - РКН, РБ, ГО, КА, их составные части, сопутствующее оборудование, необходимое для проведения работ на космодроме, объекты наземной космической инфраструктуры (СК).
Страховой риск: Полная гибель, повреждение объекта страхования, его составных частей.
Расширенное покрытие: Подготовка и повторный пуск по причине прекращения работы двигательной установки РКН в процессе пуска.
Франшиза: Подлежит согласованию.
Этап 4. Пуск.
Начало этапа: Начало первой необратимой операции пуска РКН.
Завершение этапа: Момент физического отделения полезной нагрузки (КА, КК, модуля пилотируемой станции и др.) от последней ступени РКН или РБ.
Объект страхования: Космические средства - РКН и ее составные части, объекты наземной космической инфраструктуры (СК).
Страховой риск: Для космической техники - полная гибель, повреждение объекта страхования; для объектов наземной космической инфраструктуры - полная гибель, повреждение объекта страхования, в том числе при аварийном пуске.
Франшиза: Подлежит согласованию.
Этап 5. Летные испытания
Начало этапа: Момент физического отделения полезной нагрузки от последней ступени РКН или РБ.
Завершение этапа: Начало эксплуатации полезной нагрузки по целевому назначению либо истечение периода, установленного для летных испытаний.
Объект страхования: КА, бортовое оборудование.
Страховой риск: Полная, полная конструктивная, частичная конструктивная гибель полезной нагрузки.
Франшиза: Подлежит согласованию.
Этап 6. Орбитальная эксплуатация.
Начало этапа: Начало эксплуатации полезной нагрузки по целевому назначению.
Завершение этапа: Подлежит согласованию.
Объект страхования: КА, бортовое оборудование.
Страховой риск: Полная, полная конструктивная, частичная конструктивная гибель полезной нагрузки.
Франшиза: Подлежит согласованию.

  

3. Состояние и краткосрочные перспективы международного рынка страхования космических рисков

Основные показатели (по данным зарубежных источников), характеризующие состояние мирового рынка страхования космических рисков, представлены на рис. 3.1-3.12.

 


Рис. 3.1. Количество застрахованных КА (источник: La Reunion Spatiale)


Рис. 3.2. Количество застрахованных пусков РКН (источник: La Reunion Spatiale)

Рис. 3.3. Собранные страховые премии, млн долл. (источник: La Reunion Spatiale)

Рис. 3.4. Страховые суммы, млн долл. (источник: La Reunion Spatiale)

Рис.3.5. Распределение страховых сумм по типам РН, млн долл. (источник: La Reunion Spatiale)

Рис.3.6. Собранные страховые премии и оплаченные убытки, млн долл. (источник: La Reunion Spatiale)

Рис. 3.7. Результаты операций на рынке космического страхования (источник: USAIG)

Рис. 3.8. Оценка теоретической емкости рынка (источник: USAIG)

Рис. 3.9.Теоретическая и реальная емкость рынка, млн долл. (источник: Marsh)

Рис. 3.10. Емкость рынка в 1995-2003 гг., млн долл. (источник: Marsh)

Рис. 3.11. Ставки страхования по полисам «Пуск+180 суток» (источник: Marsh)

Рис. 3.12. Емкость рынка в 2003 г. (источник: Marsh)

Рассмотрим подробнее состояние рынка в последние годы.

Крупнейшими катастрофами и авариями 2003 г. стали:

  • гибель 1 февраля в США МТКК Space Shuttle Columbia при возвращении из полета. Погибло 7 человек - Р.Хазбанд, У.МакКул, Д.Браун, К.Чаула, М.Андерсон, Л.Кларк, И.Рамон;
  • взрыв 22 августа РН VLS-1 (бортовой номер V03) во время предстартовой подготовки на пусковом комплексе CLA авиабазы Алкантара в Бразилии. Погиб 21 человек, более 20 были ранены. РН вместе с полезным грузом общей стоимостью около 6.5 млн долл. была уничтожена, стартовый стол разрушен. При пожаре выгорел участок джунглей, прилегающих к пусковому комплексу;
  • повреждение КА NOAA N и КА связи GEO в процессе изготовления;
  • гибель или повреждение на орбите семи КА - Thaicom-3, Nimiq-2, Galaxy-4R, PAS-6B, Telstar-4, eBird и Atlantic Bird 1;
  • незначительные повреждения, приведшие к частичной конструктивной гибели еще четырех КА.

 

 

Несмотря на эти катастрофы, 2003 г. был более благоприятным для космических страховщиков, чем 2002 г. Совокупная страховая премия за 2003 г. составила примерно 717 млн долл., а сумма понесенных убытков - около 409 млн долл. Тем не менее, условия рынка в конце 2003 г. оставались жесткими, поскольку страховщики продолжали нести убытки, связанные с отказами КА на орбите. Компании по-прежнему проявляли осторожность в принятии рисков, и тенденция к снижению ставок не наметилась. Ситуация почти не изменилась и в 2004 г.: остались трудности с размещением значительных страховых сумм (превышающих 220 млн долл.), которое требует участия крупных страховщиков (перестраховщиков).

К проблеме высоких ставок добавилось то, что страховщики стали требовать предоставления более полной технической информации об объекте страхования - как до принятия риска на страхование, так и в течение действия полиса.

Из-за выросших объема запрашиваемой информации и длительности переговоров о покрытии увеличился срок, необходимый для полного размещения риска на рынке - особенно при больших страховых суммах.

Не исчезла тенденция ухода страховщиков с рынка страхования космических рисков. Так, в 2003 г. компания QBE (объем принимаемого риска - 10 млн долл.) объявила о том, что прекращает принимать космические риски. Goshawk Insurance Holdings - синдикат Lloyd`s - заявил о своем неучастии в 2004 г. в принятии рисков по КА, а Redholm (AIG) отказалась принимать риски орбитальной эксплуатации космических средств.

В 2004 г. продолжился пересмотр условий страхования, направленный на уменьшение периода действия страхового покрытия (до 6 месяцев с даты пуска), разделение условий договоров страхования по различным этапам - "пуск", "после отделения КА" - с применением различных ставок для этапов.

При заключении договоров страхования пуска КА были введены следующие существенные условия:

  • сокращение срока действия страхования - до 180 суток после пуска;
  • применение франшизы для полной гибели (конструктивной и физической) и частичной конструктивной гибели;
  • оплата страховой премии - за 30 суток до даты пуска;
  • отдельная статья в договоре страхования о предоставлении информации (акты приемки-сдачи от изготовителя РН, КА, РБ и ГО, квалификационные испытания, список имевших место отказов), а при несоблюдении этого условия - отказ в страховой выплате;
  • исключение из покрытия рисков терроризма;
  • принятая к размещению доля риска (недострахование);
  • применение суброгации (если однозначно доказана вина).

 

Страховые тарифы выросли на 30-50%. Стоимость страховой защиты по базовому полису страхования "Пуск + 12 месяцев эксплуатации на орбите" составила от 18.9% до 30% в зависимости от типа РН и КА.

Низкая емкость рынка зачастую приводила к повышению ставки для полного размещения риска. Страховщики придерживались своей рыночной доли. Длительность покрытий "Пуск + эксплуатация" не превышала 12 месяцев. Для экономии средств страхователя применялось покрытие "Пуск + 6 месяцев". Продолжилось ужесточение требований страховщиков по запасам топлива и энергетики на КА, исключению серийных убытков и критических элементов, а также по предоставлению страхователями большего объема соответствующей технической информации. Котировки страховых ставок предоставлялись не ранее, чем за 12 месяцев до пуска, и на короткий срок - от 7 до 30 дней. Также увеличился показатель конструктивной полной гибели КА - с 50% до 75%.

По оценкам Marsh, фактическая емкость французского рынка перестрахования космических рисков в 2004 г. оценивалась в 65 млн долл. на пуск, что приблизительно на 10% меньше, чем в 2003 г. Фактическая емкость мирового рынка в 2004 г. составила около 300 млн долл.

В таблице 3.1 приведены основные условия международного рынка страхования космических рисков в 2003-2004 гг.

 

Таблица 3.1. Основные условия рынка в 2003-2004 гг.
  2003 г. 2004 г.
Общее Максимальная длительность покрытия для пуска и эксплуатации на орбите равна одному году. Большинство страховщиков отказываются предоставлять котировки пуска ранее, чем за год до него. Котировки действительны в течение примерно 30 дней. Отказы оборудования на орбите влекут за собой исключения для данного типа оборудования в общем. Рынок настаивает на новых, более жестких условиях полисов, и тщательно рассматривает запасы топлива и энергии. Запасы топлива в 1 год, запасы энергии 7.5% в конце срока активного существования космических средств стали стандартными и в некоторых случаях сопровождаются франшизами. Порог конструктивной полной гибели - минимум 75% номинального эксплуатационного показателя транспондеров. Сохранились жесткие условия рынка. Перестраховщики продолжили настаивать на исключениях и/или франшизах для известных отказов оборудования на орбите.
Ставки Ставки по пускам стабилизировались для стандартных рисков. Повышенные ставки для первых двух-трех пусков новых РН. Дифференциация ставок стала нормой для рисков, имеющих проблемы и отклонения (имеет значение производитель РН и КА, оператор КА). Повышенные ставки для новых технологий. Ставки оставались стабильными. Дифференциация для РН и КА.
Емкость рынка Емкость рынка страхования для пусков по существующим ставкам оценивается в 250 млн долл. на риск, и только в 150-200 млн долл. для рисков на орбите. Емкость остается чрезвычайно чувствительной к ставкам. Ряд перестраховщиков покинули рынок. Недостаток емкости был главным препятствием для размещения рисков.

 

В дополнение к трудностям страхования пусков ужесточились условия перестрахования наземных рисков в связи с убытками, понесенными рынком в недавнем прошлом. Например, в 2003 г. совокупность премий Лондонского рынка составила 15 млн долл., в то время как совокупность заявленных убытков в этом же году равнялась 100 млн долл.

Так, 3 декабря 2003 г. КА Spainsat был серьезно поврежден во время перегрузки. Это стало вторым случаем повреждения такого рода за 3 месяца. Вследствие этого убытка на 20-30% выросли ставки по наземным рискам, срок страхового покрытия сборки, интеграции и испытаний сократился, а франшиза увеличилась до 0.5 млн долл.

Относительно текущего состояния рынка страхования космических рисков можно констатировать следующее:

  1. Уровень ставок по пускам продолжает оставаться высоким - от 20-23% для РН Ariane-5 до 28-30% для РН Zenit-3SL"; уровень ставок для покрытий риска эксплуатации на орбите - от 2.7% до 3.7%.
  2. При размещении рисков компании сталкиваются с проблемой низкой емкости рынка, что может приводить к недоразмещению. При этом перестраховщики склонны придерживаться своей рыночной доли по данному риску вне зависимости от страховой суммы.
  3. Подтвердилась тенденция к уменьшению длительности покрытий - стандартные покрытия обеспечиваются на срок не более 12 месяцев.
  4. Остаются жесткими требования по запасам топлива и энергии, полной конструктивной гибели (75%), исключению "серийных" убытков.
  5. Котировки предоставляются рынком на небольшой срок - от 7 до 30 дней, либо до любого убытка на рынке, но не ранее 12 месяцев до пуска.
  6. Перестраховщикам требуется все больший объем технической информации для анализа риска. В ближайшем будущем на фоне общей стагнации на рынке коммерческих пусков уровень ставок по пускам останется экстремально высоким. Останутся жесткими и требования по запасам топлива, уровню конструктивной полной гибели и исключению влияния "серийных" отказов на новых КА. Еще более возрастет требуемый перестраховщиками объем технической информации для анализа риска.

 

 

4. Страхование космических рисков в Российской Федерации

К настоящему времени в России сформировался рынок, обеспечивающий страховую защиту от рисков на этапах разработки и производства космических средств, наземной подготовки и пуска РКН, ввода КА в летную эксплуатацию и эксплуатации КА и его бортовых систем на орбите, рисков ответственности перед третьими лицами за ущерб, который может быть причинен при пусках РКН, коммерческих рисков.

На рынке присутствуют страховые и перестраховочные компании, которые освоили технологию страхования космических рисков. Отработаны и применяются единые правила размещения рисков и сопутствующего документооборота, порядок взаимоотношений при расследовании причин страховых случаев (работы аварийного комиссара, допуска перестраховщиков и их представителей к документам и информации и др.).

Накоплен опыт разработки и реализации программ страхования космических рисков, программ управления космическими рисками, страхования единичных рисков и рисков, консолидированных по видам, пакетного страхования. Идет расширение спектра услуг. Появились новые продукты, предусматривающие страхование гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (по Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами), но и в самих полях падения отделяющихся частей РКН при аварийных пусках, а также при сведении КА с орбиты при неудачном пуске.

Объективно сложились предпосылки к увеличению значимости и весомости участия отечественных страховщиков в космических проектах. Однако необходимо отметить, что из-за ограниченной финансовой емкости российского рынка именно международный рынок страхования космических рисков, принимая на себя основную часть ответственности, определяет ценовую политику и основные условия страхования любого значительного космического проекта. Российские страховые компании оставляют на собственном удержании небольшие доли риска (лидер рынка - 5-15 млн долл., крупные компании - несколько сотен тысяч долларов), а остальное страхует мировой рынок.

В связи с этим, при страховании космических рисков необходимо участие международного перестраховочного брокера, а с учетом значительной величины страховых сумм (до 300 млн долл. при страховании ответственности перед третьими лицами при пуске РКН) страхователю необходимо иметь представление об условиях защиты местного страховщика международными перестраховщиками, а также о рейтинге и платежеспособности международных перестраховщиков.

Российские компании, занимающиеся страхованием космических рисков, представлены двумя уровнями. На первом уровне они частично осуществляют брокерские функции (идентификация и оценка риска), в течение долгого периода времени сотрудничают с основными страхователями космических рисков и являются прямыми страховщиками. Количество компаний этого уровня ограничено, т.к., как правило, они обслуживают интересы своих учредителей или аффилированных с ними лиц.

Второй уровень образуют страховые и перестраховочные компании, которые присоединяются к договорам страхования прямых страховщиков в качестве состраховщиков или же принимают риск в перестрахование.

Несмотря на то, что при страховании космических рисков компании сталкиваются с объективными трудностями, в 1990-2004 гг. страховой защитой было обеспечено более 100 федеральных и международных космических проектов.

Вместе с тем приходится констатировать, что ситуация на российском рынке будет повторять положение на международном рынке в плане ценовой политики, сроков и условий страхования.

Перспективы российского рынка страхования космических рисков связаны с возможностями расширения космической деятельности, с выполнением Федеральной космической программы и увеличением количества международных и межгосударственных космических проектов и программ.

 

5. Основные проблемы российской системы страхования космических рисков

На современном этапе развития отечественного страхования и ракетно-космической промышленности можно выделить следующие основные задачи и проблемы.

  1. В области обеспечения страхового законодательства:
    • формирование и совершенствование законодательства, содержащего четкие принципы и процедуры регулирования страхования космических рисков, отвечающие интересам всех участников этой деятельности;
    • выработка долгосрочных стратегий развития для отечественной ракетно-космической промышленности и национального рынка страхования космических рисков;
    • разработка политики налогообложения при страховании космических рисков;
    • разработка эффективных финансовых инструментов для размещения страховых резервов;
    • разработка мер по недопущению монополизации рынка;
    • унификация условий страхования космических рисков;
    • разработка правовой регламентации получения информации, имеющей значение для выяснения обстоятельств страхового случая.
  2. В области создания страховой инфраструктуры и подготовки страховых кадров:
    • разработка мер по повышению страховой культуры, стимулированию добровольных видов страхования рисков космической деятельности; организация подготовки соответствующих статистических баз;
    • подготовка специалистов на стыке трех областей деятельности: страхования, космической техники и юриспруденции (в первую очередь, в сфере международного права), а также специализирующихся на проведении экспертизы страховых случаев, связанных с космическими средствами.
  3. В области природной и техногенной безопасности космической деятельности и космических проектов:
    • идентификация и оценка природной и техногенной опасности космической деятельности, космических средств и объектов наземной космической инфраструктуры;
    • обобщение и развитие теоретических и практических основ анализа и управления рисками чрезвычайных ситуаций техногенного характера при космической деятельности и эксплуатации космических средств, объектов наземной космической инфраструктуры;
    • совершенствование и развитие систем мониторинга, прогнозирования и оценки риска при космической деятельности и эксплуатации космических средств, объектов наземной космической инфраструктуры;
    • создание систем информационного обеспечения управления рисками чрезвычайных и нештатных ситуаций с применением новых информационных технологий.
  4. В области страхования космических рисков и космических проектов:
    • обобщение и развитие теоретических и практических основ организации страхования космических рисков и космической деятельности;
    • создание механизма реализации и управления программами страхования рисков космической деятельности;
    • разработка и внедрение типовых правил страхования космических рисков;
    • законодательное оформление льготных условий страхования для организаций, осуществляющих пуски РКН;
    • предоставление гарантии внеочередного бесплатного пуска резервного КА в случае аварии при пуске основного КА;
    • повышение надежности космических средств, в том числе за счет резервирования их основных систем;
    • гарантирование надежности космических средств перед оформлением договора страхования за счет реализации комплекса мер по повышению надежности, безопасности и качества;
    • консультации между предприятиями-производителями и страховыми компаниями по итогам проведения испытаний космических средств с целью оценки их надежности и безопасности;
    • введение механизма вознаграждения предприятий-разработчиков (изготовителей) космических средств и организаций, проводящих техническую экспертизу и контролирующих качество;
    • обеспечение страховых компаний информацией, необходимой для оценки величины страхового возмещения;
    • разделение страхового риска между несколькими страховыми компаниями, создание пула компаний для страхования космических рисков.

 

 

6. Резюме

Российские предприятия и организации накопили значительный опыт в обеспечении безопасности космической деятельности, элементов космической инфраструктуры, используемых технологий и материалов. Достигнуты высокие показатели безаварийности образцов космических средств, технологической дисциплины и безопасности пилотируемых полетов. Однако проблема обеспечения безопасности космической деятельности еще не решена в полной мере.

Вопросы обеспечения безопасности и страхования космических рисков предприятий и организаций ракетно-космической промышленности являются крайне актуальными.

Необходимость совершенствования отечественной системы страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем эти предприятия являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что с одной стороны дает им возможность определять свою финансовую и производственную политику, а с другой - лишает обязательств со стороны государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей.

Развитие теоретической и практической базы управления рисками, в том числе через страхование, крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности. Оно будет способствовать дальнейшей коммерциализации космической деятельности и привлечению инвестиционного капитала.

 

Сокращения

ГО - головной обтекатель;
КА - космический аппарат;
КК - космический корабль;
МТКК - многоразовый транспортный космический корабль;
РБ - разгонный блок;
РКТ - ракетно-космическая техника;
РКН - ракета космического назначения;
РН - ракета-носитель;
СК - стартовый комплекс.

 

Использованная литература:

1. Смирнов И.О. Международный рынок космического страхования. "Health status или Hell status" // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков "Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков", 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхования №18, 2004.

2. Медведчиков Д.А. Общий обзор рынка страхования космических рисков // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков "Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков", 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхования №18, 2004.

3. Медведчиков Д.А. Обзор российского и международного рынка космического страхования // Сборник докладов 8-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков "Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков", 14-16 октября 2003 г. // Новости авиационного страхования №15, 2003.

4. Материалы 12-ой Международной конференции по космическому страхованию, 3-4 апреля 2003 г., Флоренция, Италия

5. Материалы презентаций по страхованию космических рисков Маrsh, AON, Willis, USAIG, La Reunion Spatiale.

 

Дмитрий Медведчиков

28 января 2005 г.


Вернуться в раздел



Тел./факс: +7(495) 632-10-47, е-mail: raaks@raaks.ru Cop yright © РААКC, 2017 г.