Об Ассоциации
Устав
Президент
Координационный совет
Положение о секретариате
Соглашения РААКС
Члены РААКС
Годовой отчет
Новости
Зарегистрированным пользователям
Контакты
 
Новости страхового рынка
 
История и нормативные акты
Правила авиационного страхования (Россия)
Методические материалы по урегулированию убытков
Полисы и оговорки, действующие на международном страховом рынке
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
Международное воздушное право
Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО
Российское воздушное законодательство
Безопасность полетов в России и за рубежом
Новости авиации
Государственные и общественные организации
Справочники по воздушным судам
 
Историческая справка
Федеральное космическое агенство
Предприятия космической отрасли
Новости космонавтики и космического страхования
Методические материалы РААКС по страхованию
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
9-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России"
22 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков"
8-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России"
21 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
7-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VII International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
20 Юбилейная ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
6-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VI International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
19 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АВИАЦИОННОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ"
18 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
4-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
17 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
3-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
16-я ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
Фотогалерея
 
IX International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
 
E-mail:
Пароль:
 

Российская практика страхования космических рисков

В предыдущей статье мы обратили внимание на то, что страхование космических рисков в России возникло сравнительно недавно — в начале 90-х годов XX века. За прошедшее время этот вид страхования стал важным инструментом обеспечения реализации космических проектов. Реализация космических программ — весьма дорогостоящий вид деятельности, не только с точки зрения размера финансовых вложений, но и тех финансовых потерь, которые могут стать результатом неудачи на любом из этапов космического проекта. Никто не гарантирует, что аварии или катастрофы не приобретут такие последствия, при которых размер средств, требуемых для их ликвидации, будет сопоставимым или даже превысит затраты на реализацию всего проекта.

Поэтому вопросы снижения степени риска для ракетно-космической отрасли принимают принципиальный характер. Страхование является эффективным инструментом финансовой защиты, позволяет компенсировать материальные и финансовые потери при возникновении неблагоприятных событий и продолжать дальнейшую работу по эксплуатации и совершенствованию ракетно-космической техники и объектов космической инфраструктуры.

Страхование космических рисков направлено на возмещение ущерба при создании, производстве, эксплуатации изделий ракетно-космической техники и гарантированное выполнение космических проектов за счет внебюджетных средств при наступлении чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что существует устойчивая тенденция по развитию российского рынка страхования космических рисков, связанная с заинтересованностью участников космических проектов в расширении страхования. Определяющими в этой тенденции являются следующие факторы:

  • необходима компенсация ущерба, установленная договорами и принципами Организации Объединенных Наций («Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» и «Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»), Законами РФ «О космической деятельности» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ведомственными документами федеральных органов исполнительной власти и другими;
  • участники космических проектов нуждаются в страховой защите от рисков возможных ущербов при авариях и катастрофах ракетно-космической техники из-за необходимости их компенсации из собственных средств;
  • для негосударственных структур, выступающих в качестве заказчиков космических комплексов, создаваемых на коммерческой основе, страхование является практически единственной возможностью компенсации ущербов;
  • отечественные участники международных проектов, предоставляющие зарубежным компаниям услуги по пуску принадлежащих им космических аппаратов, заинтересованы в приобретении страховой защиты от регрессных исков со стороны страховщиков, привлекаемых иностранными компаниями для страхования космических аппаратов в случае возникновения аварий при пусках ракет космического назначения;
  • в контрактах с иностранными заказчиками содержатся требования об обеспечении страховой защиты их интересов и переносе ответственности за возможные негативные последствия на российских участников.

Из особенностей российского рынка страхования космических рисков необходимо отметить:

  • во-первых, ограниченность объемов финансовых средств страховщиков, обусловливающую необходимость сострахования, объединения в страховые пулы и передачи рисков в перестрахование;
  • во-вторых, ограниченную емкость отечественного рынка, вызывающую необходимость привлечения финансовых ресурсов международного страхового рынка через систему перестрахования и приводящую к определенной зависимости от международного рынка в части ценовой политики и условий страхования;
  • в-третьих, специфический характер взаимоотношений между страхователем и страховщиком, обусловленный тем, что страхователь обладает исключительными правами и страхует последовательность своих действий, которые зависят только от него и за которыми он осуществляет контроль. Как следствие этого, понятие риска имеет дополнительное специфическое значение, поскольку страховой случай почти всегда происходит вследствие ошибочных проектно-конструкторских решений, недостаточности экспериментальной отработки или контроля, нарушения технологических процессов со стороны страхователя.

Среди трудностей организации страхования космических рисков можно выделить:

  • Сложность в определении адекватного страхового покрытия, которое может быть неполным в части перечня охватываемых событий или в части оценки максимально возможной величины ущерба для данного риска. Ошибка в ту или иную сторону приводит к недострахованию либо к чрезмерному страхованию.
  • Возможность отсутствия страхового покрытия для отдельных рисков. Уникальность объектов страхования и нестандартность их функционирования может привести к невозможности получения даже частичного страхового покрытия отдельных рисков в силу отсутствия практики их страхования на страховом рынке.
  • Неадекватный размер страховой премии. Неопределенность потенциальных ущербов вынуждает страховщика завышать размер страховой премии.
  • Сложность сравнения условий конкурирующих страховых компаний. Крупный космический риск побуждает страхователя организовать своеобразный «конкурс» среди страховщиков для получения максимально выгодных условий страхования. Однако сравнить условия различных страховых компаний для сложного и уникального объекта не просто, и минимальный размер страхового тарифа здесь не является главным критерием. Факторами, определяющими выбор, как правило, являются опыт работы страховщика и осуществления страховых выплат при страховании космических рисков.

В настоящее время в отечественной практике применяются на регулярной основе, главным образом, два вида страхования космических рисков:

  • страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
  • страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).

Страхование ответственности перед третьими лицами при запусках ракет космического назначения

Риск ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц возникает в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966 г. и Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 ноября 1971 г.

Российская Федерация, являясь участником этих международных соглашений, как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), должна принимать необходимые меры по предотвращению наступления вреда или компенсации причиненного в результате космической деятельности ущерба третьим лицам (гражданам и юридическим лицам любого государства мира).

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из прогнозируемого уровня максимально возможного ущерба, который может быть причинен третьим лицам при аварийных запусках космических аппаратов.

Основными факторами, влияющими на размер возможного ущерба, являются трассы полетов ракет-носителей с космическими аппаратами, тип и токсичность используемых компонентов топлива и масса ракеты-носителя.

Страхование имущества

Риски утраты или повреждения объектов космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов возникают вследствие того, что надежность ракетно-космической техники не является абсолютной.

Объекты космической инфраструктуры представляют собой уникальную многофункциональную базу для реализации политики государства в сфере космической деятельности. Разрушение ее наиболее дорогостоящих объектов, к которым, прежде всего, относятся стартовые комплексы, может привести к серьезным последствиям и оказать негативное влияние на развитие ракетно-космической отрасли в целом.

Страховые суммы (лимиты ответственности) по данному виду страхования определяются исходя из стоимости страхуемого имущества.

Можно утверждать, что в России создана система страхования рисков промышленных предприятий, изделий ракетно-космической техники и объектов космической инфраструктуры, персонала, ответственности за возможное нанесение ущерба третьим лицам и природной среде при осуществлении космических проектов.

Сегодня в той или иной мере страхуются практически все запуски и коммерческие космические аппараты. При этом, по разным оценкам, величина ежегодной страховой премии по отечественным рискам может варьироваться в пределах 10–120 млн. долл. (в зависимости от количества запускаемых космических аппаратов и их стоимости).

Все отечественные космические риски перестраховываются на российском и международном рынках. В перестраховании единичного космического риска могут участвовать несколько десятков российских компаний и ряд зарубежных. Доля риска, размещаемого на отечественном рынке перестрахования, практически соответствует его емкости и составляет около 5-50 млн. долл. в зависимости от вида риска.

Следует отметить, что в России практика страхования рисков космической деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов предприятий ракетно-космической отрасли и государства. В частности, такие виды экономической защиты, как страхование рисков при разработке, производстве, испытаниях объектов ракетно-космической техники, страхование грузов при транспортировании изделий на космодром, страхование запуска и эксплуатации космических аппаратов на орбите, страхование предпринимательских рисков применяются пока ограниченно и, в основном, при реализации коммерческих проектов.

Причиной этого является ограниченность нормативной базы и не достаточно проработанные вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.

Целью использования механизма страхования образцов ракетно-космической техники и объектов наземной космической инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.

Необходимо отметить, что механизм страхования рисков космической деятельности сегодня является наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической ракетно-космической промышленности. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы разных страховых рынков для компенсации возможных ущербов.

Реализация возможностей механизма страхования в ракетно-космической отрасли при выполнении федеральных целевых программ позволит обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

Дальнейшее развитие, в рамках национальной системы страхования, подсистемы страхования космических рисков в целях обеспечения непрерывного и бесперебойного производства космической продукции в рыночных условиях является одним из путей финансовой защиты космических проектов и инструментом формирования инвестиционных ресурсов.

При этом страхование космических рисков может выступать для участников космических проектов в качестве фактора обеспечения технического прогресса, финансовых гарантий возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.

Таким образом, в современных условиях необходимо создание целостной системы, обеспечивающей дальнейшее развитие страхования космических рисков.

Использованная литература:

  1. Страхование космических рисков: Справ. пособие / Под ред. В.Б. Николаева и В.С.Шутова. — М.: Русь-Фильм, 1997. — 187 c.
  2. Медведчиков Д.А. Введение в страхование рисков космических проектов. — М.: Анкил, 2004.
  3. Mедведчиков Д.А. Организация страхования рисков космических проектов.- М.: Анкил, 2005.
  4. Медведчиков Д.А. Совершенствование системы страхования космических рисков в России. — М.: Издательство МАИ: Доброе слово, 2006.
  5. Медведчиков Д.А., Савицкая С.Е. Управление рисками и страхование: Учебное пособие. — М.: Издательство МАИ: Доброе слово, 2005.
  6. Медведчиков Д.А. Страхование космических рисков в Российской Федерации: состояние и направления развития. — М.: Энциклопедия «Экспертиза страхового рынка», РА «Эксперт», 2008.

Дмитрий Медведчиков

8 апреля 2009 г.

Вернуться в раздел



Тел./факс: +7(495) 632-10-47, е-mail: raaks@raaks.ru Cop yright © РААКC, 2017 г.