Об Ассоциации
Устав
Президент
Координационный совет
Положение о секретариате
Соглашения РААКС
Члены РААКС
Годовой отчет
Новости
Зарегистрированным пользователям
Контакты
 
Новости страхового рынка
 
История и нормативные акты
Правила авиационного страхования (Россия)
Методические материалы по урегулированию убытков
Полисы и оговорки, действующие на международном страховом рынке
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
Международное воздушное право
Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО
Российское воздушное законодательство
Безопасность полетов в России и за рубежом
Новости авиации
Государственные и общественные организации
Справочники по воздушным судам
 
Историческая справка
Федеральное космическое агенство
Предприятия космической отрасли
Новости космонавтики и космического страхования
Методические материалы РААКС по страхованию
Материалы конференций, публикации
Архив материалов конференций, публикаций
 
8-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России"
21 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
7-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VII International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
20 Юбилейная ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
6-я Международная Конференция "Авиационное и космическое страхование в России" / VI International Conference “Aviation and Space Insurance in Russia"
19 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АВИАЦИОННОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ"
18 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков".
4-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
17 Ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
3-я Международная Конференция "Авиационное страхование в России"
16-я ежегодная конференция РААКС "Актуальные вопросы авиационного и космического страхования"
Фотогалерея
 
E-mail:
Пароль:
 

Страхование космических рисков: типовые варианты страховых покрытий

Страхование космических рисков возникло в середине 60-х годов прошлого века за рубежом, а с начала 90-х годов прошлого столетия начало развиваться в России. За прошедшее время и за рубежом, и в отечественной практике разработаны типовые варианты страховых покрытий космических рисков, которые частично рассматривались в материале, размещенном ранее. В предлагаемом материале сделана попытка краткого обобщения типовых вариантов страхования космических рисков.

Введение

Осуществление страхования рисков космических проектов является комплексной задачей, включающей в себя как организацию страхования «классических» рисков (например, повреждения и гибели различных видов имущества и оборудования, транспортных средств, грузов, жизни и здоровья персонала, рисков ответственности), так и специфических рисков, называемых космическими рисками. Необходимо отметить, что в отечественной нормативной и регламентирующей базе отсутствует определение понятия «космический риск», что обусловливает довольно широкую его трактовку. Не ставя перед собой задачу нахождения точной формулировки понятия «космический риск», лишь отметим, что в практике страхования, как правило, к космическим рискам относят:

1. Риски гибели и повреждения объектов ракетно-космической техники (далее по тексту — РКТ). Объекты РКТ включают в себя достаточно широкую номенклатуру изделий: ракеты-носители (РН), разгонные блоки (РБ), отдельные космические аппараты (КА) и блоки КА, включающие группы КА и системы их отделения и разведения, головные обтекатели (ГО) и сборочно-защитные блоки (СЗБ), полные орбитальные системы КА;

2. Риски гибели и повреждения объектов космической инфраструктуры, которая включает в себя:

  • космодромы;
  • стартовые комплексы и пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • центры и пункты управления полетами космических объектов;
  • пункты приема, хранения и обработки информации;
  • базы хранения космической техники;
  • районы падения отделяющихся частей космических объектов;
  • полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
  • объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
  • центры и оборудование для подготовки космонавтов;
  • другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Риски ответственности за ущерб, причиненный имуществу, здоровью и жизни третьих лиц при осуществлении космической деятельности.

Кроме этого, к космическим рискам, с известными оговорками, можно отнести риски перерыва эксплуатации КА, а также потери дохода в результате нештатного функционирования систем и оборудования КА.

Основные варианты страховых покрытий космических рисков

Страхование космических рисков проектов и изделий РКТ может включать практически все известные виды страхования и осуществляться на всех этапах «жизненного цикла» космического проекта и изделий РКТ. При страховании изделий РКТ выделяется ряд базовых периодов, охватывающих:

  • изготовление (разработку, производство и наземную экспериментальную отработку изделий РКТ на заводах-изготовителях);
  • транспортирование изделий РКТ;
  • хранение на заводах-изготовителях изделий РКТ, базах хранения;
  • проведение монтажных работ и подготовку изделий РКТ на космодроме;
  • проведение пуска ракет космического назначения (РКН);
  • проведение летных испытаний и эксплуатацию КА на орбите;
  • утилизацию КА (управляемое или неконтролируемое сведение с орбиты).

Первые четыре из них объединяют в один период, называемый предполетным. Этап изготовления изделий РКТ является наиболее длительным по времени и ресурсозатратным.

Предполетное страхование охватывает страхование изделий РКТ в процессе производства, транспортирования, хранения и подготовки к пуску на космодроме.

К предпусковым рискам относятся риски случайного повреждения и (или) гибели изделий РКТ при производстве, транспортировании и подготовке на техническом комплексе (ТК) до начала проведения предстартовых операций с РКН, а также риски, связанные с причинением вреда третьей стороне при выполнении этих работ. При этом страхуется риск физического повреждения и/или гибели изделий РКТ, объектов инфраструктуры космодрома. Страхование рисков наземной подготовки составных частей РКН, как правило, включается в договоры страхования пуска. В качестве страхователей могут выступать заказчик проекта, изготовитель изделий РКТ или исполнитель работ по подготовке РКН.

Также на предполетном этапе ущерб может быть причинен сооружениям и оборудованию, используемым при производстве, транспортировании, хранении и подготовке элементов РКН к пуску (стартовым комплексам, помещениям для подготовки, оборудованию для наземного обслуживания).

Эксплуатация изделий РКТ представляет собой наиболее рискованный этап, включающий в себя сложные и опасные технологические операции. Риски при эксплуатации изделий РКТ обусловлены возможностью наступления нештатных ситуаций, приводящих к отказам. На этапе эксплуатации изделий РКТ возрастает значение ошибок обслуживающего персонала в процессе выполнения технологических операций.

С точки зрения организации страхования, эксплуатационные процессы целесообразно рассматривать применительно к элементам РКН (РН, РБ, КА, сборочно-защитным блокам (обтекателям)) и объектам наземной космической инфраструктуры.

Для изделий РКТ выделяют два основных этапа их эксплуатации: наземный и орбитальный. На них выполняется типовой перечень эксплуатационных процессов, включающий процессы транспортирования, хранения, подготовки и проведения пуска, выведения на опорную и рабочую орбиты, применения по назначению в ходе орбитального полета и т.д. Для объектов космической инфраструктуры выделяются этапы строительства и эксплуатации.

Под имущественной ответственностью страхователя (выгодоприобретателя) понимаются обязательства страхователя (выгодоприобретателя), возникающие в соответствии с нормами гражданского права, по возмещению ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью третьих лиц по причине внезапной и непреднамеренной аварии изделий РКТ при пуске, летных испытаниях или эксплуатации в космическом пространстве, сопровождающейся падением обломков и частей на поверхность Земли.

К имуществу относятся РН, РБ, КА, ГО и любое другое имущество, имущество, находящееся на ТК и СК и необходимое для осуществления операций по предстартовой подготовке и пуску РКН, а также находящееся на объектах наземной космической инфраструктуры.

К имущественному страхованию изделий РКТ относится:

  • страхование изделий РКТ в период производства и наземной экспериментальной отработки;
  • страхование изделий РКТ с момента вывоза изделий с завода-изготовителя до момента пуска РКН;
  • страхование изделий РКТ с момента включения двигательной установки РКН до момента начала летной эксплуатации КА. В этот период страхуются риски функционирования РКН (до момента выведения КА на низкую околоземную или переходную к геостационарной орбиту) и бортовых систем КА, обеспечивающих его работоспособность в течение срока демонстрации способности целевого функционирования. По окончании этого срока КА принимается в эксплуатацию;
  • страхование КА (в том числе орбитальных группировок КА) при летной эксплуатации на рабочей орбите. Договор страхования вступает в силу после подтверждения работоспособности КА;
  • страхование технических и стартовых комплексов, средств управления КА, стендовых комплексов, обеспечивающих проведение комплексных испытаний изделий РКТ, сооружений полигонного измерительного комплекса и комплекса измерений пристартового района, посадочных комплексов элементов, входящих в состав РКН, других сооружений и средств наземной инфраструктуры. Риски для этих объектов могут возникать при проведении испытаний и пусков, строительстве объектов, монтаже и их переоборудовании, стихийных бедствиях.

Можно утверждать, что страхование космических рисков является комбинированным видом, включающим в себя имущественное страхование, страхование ответственности и личное страхование.

Страхование изделий РКТ на этапах производства и наземной экспериментальной отработки не отличается от механизма страхования любой другой техники. Условия страхования таких рисков рассмотрены в соответствующей литературе.

На этапах производства и наземной экспериментальной отработки изделий РКТ могут быть застрахованы ущербы, связанные с гибелью и/или повреждением изделий РКТ, их комплектующих в процессе изготовления, сборки, испытаний, а также ущербы, которые страхователь может понести из-за несоблюдения сроков изготовления, вызванных остановками или перерывами в производстве.

На этапах транспортирования изделий РКТ на космодром, временного хранения (включая ответственное хранение на заводах-изготовителях) обеспечивается страховая защита от физической гибели и/или повреждений изделий РКТ и связанного с пуском оборудования. Кроме того, возможно страхование дополнительных расходов, возникающих при гибели и/или повреждении изделий РКТ. На данных этапах целесообразно применение следующих видов страхования: изделий РКТ и их составных частей в период транспортировки и хранения; грузов; страхование перевозочных средств (морских и воздушных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта); страхование ответственности перед третьими лицами; других.

Страхованием на этапе предстартовой подготовки покрываются риски полной гибели (утраты) и/или повреждения составных элементов РКН, их основных систем, вспомогательного оборудования, а также объектов наземной космической инфраструктуры. Период страхования может охватывать: временное хранение; транспортирование в пределах ТК и СК; испытания, сборку составных элементов РКН и РКН на ТК; заправку КА и РБ на ТК; подготовку, испытания и заправку РКН на СК.

Под «полной гибелью» изделий РКТ при предстартовой подготовке понимается гибель РКН и ее составных частей, систем и элементов по любой причине в процессе транспортировки, подготовки, испытаний и заправки, в результате чего пуск не может быть произведен и дальнейшее использование РКН и ее составных частей по целевому назначению становится полностью невозможным.

Под «частичной гибелью (повреждением)» понимается повреждение РКН и ее составных частей, их систем и элементов по любой причине, при которых пуск может быть отложен на период проведения ремонтно-восстановительных работ. Критерии повреждения определяются по соглашению между страхователем и страховщиком исходя из конкретных условий подготовки РКН к пуску.

Дополнительно могут быть застрахованы косвенные убытки вследствие гибели и/или повреждения РКН и ее составных частей, их систем и элементов. К ним относятся финансовые риски: потеря дохода из-за отсрочки пуска в результате повреждения РКН, КА и/или их частей; расходы, связанные с повторным пуском. Страховая сумма определяется стоимостью: КА, РН, РБ, других элементов и систем; услуг по пуску; услуг по транспортировке; услуг на повторное проведение цикла работ по подготовке к пуску.

Этап предстартовой подготовки характеризуется проведением особо опасных и ответственных операций. Размер ущерба определяется стоимостью погибшего (поврежденного) имущества, РН, КА, РБ, дополнительными расходами по их ремонту и восстановлению, а также штрафными санкциями при задержке пуска.

Страхование пусков РКН является наиболее востребованным видом страхования космических рисков. Именно при пуске РКН подвергается наибольшей опасности — риску полной гибели. Застрахованными могут быть как РКН, представляющая собой в общем случае совокупность РН, РБ, КА, ГО или любой другой полезной нагрузки (транспортного или грузового космического корабля, модуля пилотируемой орбитальной станции и др.), так и каждая из составных частей РКН, объекты (средства) наземной космической инфраструктуры; жизнь и здоровье космонавтов и персонала предприятий промышленности, космодромов пуска; ответственность за причинение вреда третьим лицам, природной среде и за качество работ, выполняемых специалистами промышленности, космодромов при подготовке и пуске РКН; дополнительные расходы по организации повторного пуска; оплата неустойки по контракту.

Страхование пуска обеспечивает компенсацию ущербов, возникающих в результате пуска РКН (с момента подачи санкционированного сигнала на пуск РКН или включения ДУ первой ступени и до выведения КА в «точку стояния»). Страховое покрытие предусматривает возмещение стоимости изготовления и проведения пуска РКН, КА и/или оплату стоимости проведения ремонтных работ по восстановлению работоспособности бортовых систем и полезной нагрузки КА. Могут быть застрахованы: гибель и/или повреждение РКН, КА, РБ, их составных элементов и систем; гибель и/или повреждение транспондеров КА связи.

Под «полной гибелью» при пуске РКН понимается: гибель (утрата) РКН и КА по любой причине в процессе выведения; невозможность выведения КА в «точку стояния»; потеря связи при нахождении КА в «точке стояния»; не достижение цели пуска по любой причине.

Под «частичной гибелью» (повреждением) понимается отказ любой бортовой системы КА по любой причине, приводящий к ухудшению условий связи, ориентации, точности удержания КА в «точке стояния». Критерии частичной гибели определяются по соглашению сторон исходя из конкретных условий выведения и эксплуатации КА на начальном этапе функционирования.

Дополнительно могут быть застрахованы косвенные ущербы вследствие гибели и (или) повреждения РКН и КА: потеря дохода в результате повреждения КА и/или его систем; расходы, связанные с устранением неисправностей бортовой аппаратуры.

Страхование пуска осуществляется заказчиком проекта или пусковым агентством. Заказчик страхует, как правило, сохранность КА и риски ущерба третьим лицам. Пусковое агентство — риски гибели (повреждения) РН, РБ.

При реализации полномасштабной космической программы может применяться схема страхования серии пусков в течение нескольких лет. В качестве страхового случая может рассматриваться 1 или 2 аварии в серии.

Страхование на случай гибели, повреждения или отказа КА включает страхование от повреждения и полной гибели КА в процессе пуска, орбитальных маневров и приемо-сдаточных испытаний КА при вводе его в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию КА длится от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период происходит раскрытие солнечных батарей и антенн, проведение коррекции траектории орбиты, включение и проверка систем КА. Договором страхования обычно устанавливается, что при возникновении страхового случая страховщик должен компенсировать: стоимость замены КА, а также стоимость подготовки и проведения повторного пуска.

Страховой период включает следующие этапы выведения КА на орбиту: отделение от РН; выведение КА на переходную орбиту; отделение КА от РБ; переход КА в «точку стояния» на рабочей орбите; орбитальные маневры; раскрытие солнечных батарей и антенн; орбитальные проверки бортовой аппаратуры; введение КА в эксплуатацию.

В качестве критерия успешности пуска может выступать следующий: «после завершения периода орбитальных проверок КА должен находиться в нужной точке орбиты при минимальном и заранее определенном количестве неисправностей на борту и иметь достаточное количество запасов топлива и энергии для функционирования в течение всего запланированного срока». Также все системы КА должны удовлетворять критериям, установленным в техническом задании и контракте на изготовление и поставку КА.

Одновременно со страхованием пуска возможно страхование от задержек пуска и потери доходов от эксплуатации КА. Страхование задержек пуска гарантирует собственнику КА компенсацию расходов, связанных с дополнительным наземным обслуживанием и неполучением дохода. Риски задержки пуска изделий РКТ связаны, в основном, с задержкой доставки изделий РКТ на космодром, последующей задержкой всех плановых операций, с нештатными ситуациями при предстартовой подготовке в результате технических проблем с РН, РБ, КА или их составными частями.

Страхование КА на этапе летных испытаний (ввода в эксплуатацию) компенсирует собственнику КА возможные ущербы от гибели и/или повреждения КА и его целевой аппаратуры с момента отделения КА от РН или РБ до начала эксплуатации КА. Страхование данного вида защищает от отказов бортовой аппаратуры, приводящих к ухудшению технических характеристик или к уменьшению сроков активного существования. Этап ввода КА в летную эксплуатацию может покрываться договором страхования пуска или самостоятельным договором.

Страхованием эксплуатации КА на орбите покрываются ущербы, происходящие во время эксплуатации КА на орбите в результате физической гибели, повреждения, выхода из строя КА, частичных или полных отказов его бортовой аппаратуры, отдельных систем, потери связи с наземными станциями, гибели и/или повреждения транспондеров. Дополнительно может быть представлено покрытие от косвенных ущербов в результате гибели (повреждения) КА и его систем. К ним относятся финансовые риски: потеря дохода в результате гибели и/или повреждения транспондеров и целевой аппаратуры; преждевременного прекращения эксплуатации КА или его деградации; возмещение расходов, связанных с ликвидацией неисправностей бортовой аппаратуры; потеря дохода в результате перерывов в эксплуатации КА, потери ресурса, связи с наземными службами. Действие страхового покрытия начинается после ввода КА в летную эксплуатацию (окончания действия договора страхования пуска) и может распространяться на этап эксплуатации длительностью до 15 лет.

Страхование эксплуатации КА на орбите осуществляется его собственником с целью возмещения ущербов, вызванных ухудшением эксплуатационных характеристик КА, сокращением срока его летной эксплуатации, повреждениями, отказами бортовой аппаратуры. Для КА с расчетным сроком эксплуатации 10-15 лет страхованием, как правило, охватываются первые 1-5 лет. При этом проводится ежегодная оценка технического состояния КА, так как может произойти ухудшение характеристик КА, приводящее либо к ограничению его работоспособности, либо к полному отказу.

Для страхователя возможны следующие варианты страхования эксплуатации КА (типы страхового покрытия):

  1. «пуск + 90 суток эксплуатации на орбите» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели;
  2. «пуск + 180 суток эксплуатации на орбите» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели;
  3. «пуск + 12 месяцев эксплуатации» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели;
  4. «пуск + 24 месяца эксплуатации» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели;
  5. «пуск + 36 месяцев эксплуатации» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели;
  6. «пуск + 60 месяцев эксплуатации» — страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время варианты страхования 4-6 практически отсутствуют на рынке.

Страховая сумма включает в себя стоимость пуска, КА, потери доходов и дополнительных расходов. Период страхования КА на орбите может охватывать весь назначенный срок его эксплуатации или какую-то его часть.

С увеличением возраста КА страховая сумма уменьшается для избегания превышения страховой стоимости объекта страхования над действительной стоимостью. Полностью страховая сумма выплачивается в том случае, если признана полная гибель КА или потеря 50-75% его эксплуатационных возможностей и/или номинальной продолжительности эксплуатации.

Страхование КА на орбите также обеспечивает страховую защиту при частичных и/или полных отказах аппаратуры КА. На практике вариант полного отказа КА на орбите имеет достаточно низкую вероятность реализации, но частичные отказы являются обычным явлением, несмотря на конструктивную избыточность. С учетом этого, для заказчика (спутникового оператора) существует альтернатива использовать самострахование эксплуатации КА на орбите для уменьшения размера страховой премии или заключать договор страхования по максимальным тарифам. К недостаткам этого страхования относится возможность не продления договоров по истечении срока их действия (как правило, от 1 года до 3 лет с последующим пересмотром условий) при ухудшении характеристик КА (КА-аналога) и рост страховых тарифов.

Еще одним востребованным видом страхования на этапах предстартовой подготовки, пуска и эксплуатации на орбите является страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при предстартовой подготовке, пуске РКН, эксплуатации КА (группировок КА) на орбите, а также утилизации КА (управляемом или неуправляемом сведении КА с орбиты. При осуществлении пилотируемого космического полета помимо имущественных рисков присутствуют риски гибели или травматизма космонавтов.

Также особенности страхового покрытия при страховании имущества и финансовых рисков, производстве и транспортировке РКТ, предстартовой подготовке, пуске, летных испытаниях и орбитальной эксплуатации представлены по ссылке http://www.insur-info.ru/analysis/263.

Заключение

Таким образом, изделия РКТ страхуются согласно последовательности событий в их жизненном цикле, который включает следующие этапы: производство (окончательная сборка, испытания, хранение), транспортировка на космодром пуска (хранение); предстартовая подготовка; пуск; ввод в летную эксплуатацию, снятие с эксплуатации. Объекты космической инфраструктуры могут страховаться на этапах их строительства и эксплуатации. В практике страхования космических рисков выработаны типовые варианты и условия страхования космических рисков, а также стандартные процедуры их размещения на страховых рынках, что позволяет предлагать страхователям страховые покрытия, отработанные на практике и знакомые перестраховщикам. Однако, несмотря на присутствие в страховом покрытии типовых условий, всегда существует возможность адаптации покрытия под конкретные требования страхователя.

Использованная литература:

  1. Материалы презентаций Marsh S.A., Willis, ISB, AON, USAIG, La Reunion Spatiale, SCOR и Международных конференций по космическому страхованию.
  2. Страхование космических рисков: Справ. пособие / Под ред. В.Б. Николаева и В.С.Шутова. — М.: Русь-Фильм, 1997. — 187 c.
  3. Медведчиков Д.А. Введение в страхование рисков космических проектов. — М.: Анкил, 2004.
  4. Mедведчиков Д.А. Организация страхования рисков космических проектов.- М.: Анкил, 2005.
  5. Медведчиков Д.А. Совершенствование системы страхования космических рисков в России. — М.: Издательство МАИ: Доброе слово, 2006.
  6. Медведчиков Д.А., Савицкая С.Е. Управление рисками и страхование: Учебное пособие. — М.: Издательство МАИ: Доброе слово, 2005.

Дмитрий Медведчиков

28 марта 2009 г.


Вернуться в раздел



Тел./факс: +7(495) 632-10-47, е-mail: raaks@raaks.ru Cop yright © РААКC, 2017 г.