КОДЕКС
профессиональной этики членов Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС)

/принят Общим собранием РААКС 5 марта 1998 года/
Кодекс профессиональной этики страховщиков - членов РААКС, это совокупность норм поведения на страховом рынке, инструмент самодисциплины и самоограничения, направленный на обеспечение честных и добропорядочных отношений между партнерами, предотвращение случаев недобросовестности в выполнении своих обязательств.

Статья 1. Уважение Морали, Законов и органов Власти.

1.1. В основе отношений между партнерами на страховом рынке России должны быть принципы общечеловеческой морали и нормы действующего законодательства.
Страховщики должны свою политику и методы работы строить в соответствии с понятиями честности и справедливости, не иметь целей, противоречащих интересам страхователей, с уважением относиться к органам Государственной власти, ибо во всем должен быть порядок.
Должное уважение Морали, Законов и органов Власти - важный элемент в структуре успешного сотрудничества и предпринимательства, взаимного доверия и уважения.

1.2. Страховщики обязаны уважать законы других стран и подчиняться им, не допускать пренебрежения действующим законодательством и обычаями собственной страны представителями других стран. Они должны с пониманием относиться к национальной и региональной политике партнеров, соблюдать собственные интересы и находить способы согласования этих интересов и стремиться к созданию единого страхового пространства.

1.3. Страховщики не должны привлекать государственных служащих к продвижению своих страховых услуг и не создавать прецедентов, когда представители органов Государственной власти будут вынуждены своими действиями ущемлять интересы одних страховщиков в пользу других.

Статья 2. Ответственность страховщиков.

2.1. Страховщики являются гарантами стабильности, устойчивости и равновесия в обществе, они должны строго соблюдать данные обязательства в течение всего срока действия договора страхования, гарантировать безусловное выполнение договора страхования и не пытаться найти причины для пересмотра уже подписанных соглашений - это подрывает доверие ко всему сообществу страховщиков.

2.2. Страховщики должны с сочувствием и пониманием относиться к каждому случаю нанесения ущерба кому-либо и щадить чувства и эмоции людей, попавших в тяжелое положение и избегать действий, которые могли бы усугубить ситуацию.

2.3. Страховщики должны заботиться о своей финансовой устойчивости и отказаться от проведения рискованных операций и от проведения политики необоснованного снижения ставок, которая не обеспечивает формирование страховых резервов, достаточных для исполнения принятых страховщиком на себя обязательств.

2.4. Страховщик, принявший на страхование риски от клиента, который не полностью расплатился за страхование с предыдущим страховщиком, обязан принять меры к тому, чтобы возместить последнему долги своего клиента.

Статья 3. Конфиденциальность и объективность.

3.1. Конфиденциальность информации о клиенте и его финансовом положении, объективность в оценке событий и фактов являются важными составляющими делового этикета. Страховщик не должен разглашать или распространять в средствах массовой информации любые сведения о клиентах и партнерах, их финансовом состоянии и оценке страховых случаев, ставшие известными в процессе совместной деятельности или даже случайно, без согласия другой стороны.

3.2. Страховщики должны привлекать квалифицированных специалистов к расследованию каждого страхового события, не делать необоснованных заключений, без предубеждения относиться к появлению новых фактов и доказательств, быть готовым к пересмотру своих собственных заключений для достижения истины.
До полного выяснения основных причин происшествия или определяющих факторов страхового события не принимать никаких обязательств относительно страховых выплат.

Статья 4. Добросовестность и сотрудничество.

4.1. Страховщики должны добросовестно сотрудничать друг с другом в целях взаимных интересов, соблюдать установленные процедуры и правила для преодоления разногласий между участниками страхового рынка, придерживаться достигнутых соглашений и не допускать неоправданной критики и унижения конкурентов.

4.2. Страховщики должны противодействовать тем лицам, которые занимаются преднамеренной фальсификацией с целью получения выгоды, становятся на путь обмана или подлога. Необходимо проявлять солидарность в борьбе против мошенничества и недобросовестности, не принимать в страхование риски от лиц и организаций, злоупотребляющих доверием со стороны страховщиков.
Страховщики должны взаимно обмениваться информацией, связанной с выполнением партнерами обязательств по договорам страхования и выполнения таких обязательств страхователями.

4.3. Маркетинг, рекламу и продвижение страховых услуг необходимо проводить юридически безупречно - на принципах добросовестной конкуренции, не злоупотреблять доверием страхователей, не использовать их неопытность или недостаток знаний, не использовать конфиденциальную информацию для извлечения прибыли.